музейный бложек, или кносский лабиринт в действии

Из опубликованного и не успевшего попасть в печать


Share Next Entry
От галереи до современного музея. 70 лет по трудному пути
kulturnik wrote in ru_artmuseum
Этот номер газеты со скромным названием «Арт-листок» посвящен большому юбилею – 70-летию со дня открытия в Чувашской автономной республике первого музея, посвященного изобразительному искусству.
Хотим мы или нет, но в судьбах музеев отражаются и некоторым образом повторяются сложные перипетии, переживаемые обществом. Эти близкие исторические параллели довольно четко прослеживаются и в историческом пути Чувашского государственного художественного музея. Его официальное 70-летие – лишь относительный возраст, поскольку основы этой музейной коллекции были заложены намного раньше. Еще в 1920-е гг. в недрах Центрального чувашского музея родился отдел ИЗО, изобразительного искусства. В те годы постреволюционная музеефикация захватила всю страну. От «старого режима», обладавшего несомненным вкусом и финансовыми возможностями, оставались не только дворцы, но и неисчислимые сокровища. В столицах устраивались особые склады, куда свозили «национализированное» имущество представителей высшего света, разоренных дворян, интеллигенции, купечества. Пролетарские энтузиасты музейного дела, исследователи и художники с жаждой неофитов обратились к этим источникам.
Первая «музейная волна» сделала общественным достоянием Чувашии массу диковинных скульптур, светильников, посуду, картины, предметы декоративно-прикладного искусства. В Чебоксарах появились шедевры русской живописи, с одного из московских складов был привезен фарфор из разоренной коллекции знаменитого Алексея В. Морозова. В 1939 г. почти все они перешли в Чувашскую государственную художественную галерею (ЧГХГ).
Разумеется, в это время музейные приоритеты изменились, над деятельностью культурных учреждений стали довлеть большевистская идеология и местные художественные вкусы. Но первые коллекции уже легли в основу нового музейного собрания, стали его самой привлекательной частью и своеобразным камертоном качества на многие годы.
В течение всей своей истории художественные музеи страны – ввиду их природы и особенностей изобразительного языка (образности, метафоричности, многозначительности и индивидуализации) были относительными островками культурной оппозиции. Если историко-краеведческие музеи были вынуждены буквально следить за дыханием властей, то искусство менее зависело от злободневной политики.
Чувашская государственная художественная галерея всегда собирала вокруг себя людей ярких, образованных и творческих, была источником иных впечатлений, иной культурной информации. Достаточно сказать, что с 1920-х гг. вплоть до начала Отечественной войны в 1941 г. библиотека ЧГХГ получала из Германии прекрасно иллюстрированный альманах берлинских музеев по истории декоративно-прикладного искусства. В разное время здесь работали и оставили заметный след выпускники московского и ленинградских университетов – Э. Хазанова, Л. Элле, художник, фотограф и философ А. Макаров. Женская часть небольшого музейного коллектива отличалась особым вкусом, интеллигентностью и склонностью к художественному творчеству.
Как и настоящие оппозиционеры, художественная галерея существовала в минимальных условиях и довольствовалась немногим. Она едва выжила в годы войны, выселенная из Введенского собора и оставшаяся без специалистов. С 1944 г. обживала старое здание на ул. Р. Люксембург, д. 13, затем отстаивала особняк на ул. К. Иванова, 4. Радовала людей выставками, общением, обсуждениями, новыми афишами и каталогами. До сих пор образцовыми музейными изданиями можно считать путеводитель и каталог собрания ЧГХГ, созданные Э.М. Хазановой еще в кон. 1950-х гг. Пика своей известности и авторитетности музей достиг в 1970-1980-х гг., при главном хранителе (затем и директоре) Н.И. Садюкове.
Сегодня Художественный музей – один из символов полифоничности и неоднозначности культурного пространства России. Помимо всего, это единственное в мире место, призванное хранить и исследовать чувашское изобразительное искусство на профессиональном и государственном уровне. Национальное и классическое, русское и советское, качественное и спекулятивное… все смешалось в доме, который по-прежнему гордо несет звание Чувашского и Государственного музейного учреждения. Попытки сочетать несочетаемое и сохранить для потомков хрупкое – это вечная «идея-фикс» музейных энтузиастов, их вечная проблема, но и вечный двигатель, который поддерживает в движении по непростому историческому пути.

Г.Н. Иванов-Орков

  • 1
  • 1
?

Log in